ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЦЕХ

Металлозаготовительные цехи самолетостро тельных заводов заняты в основном производством заготовок из л стового материала, труб и профилей. При металлической дуралюм

новой конструкции больше всего заготовок идет из листа, затем из профиля и труб. Для смешанной конструкции самолетов с фюзеля­жами из труб основное место занимают заготовка и обработка труб и листового материала. Заготовки, получаемые литьем, обычно из­готовляются по кооперации на специальных заводах.

Заготовительные цехи ведут заготовку и обработку листовых металлов, труб и профилей. Это — цехи с большим коли­чеством станочного оборудования; основными группами оборудова­ния являются: ножницы разных типов, прессы эксцентриковые, фрик­ционные, гидравлические, падающие молоты, фрезерные станки для обработки по контуру и ряд других станков. Заготовительные цехи располагаются обычно в главном корпусе завода, а склады металлов — вблизи них; оборудование группируют по признаку однородности (группа ножниц, мелких прессов, падающих. молотов, крупных гид­равлических прессов и т. и.).

Кузнечные цех и. В последнее время в самолетостроении получает широкое распространение применение различных узлов, изготовляемых из алюминиевых сплавов и высокопрочных легиро­ванных сталей горячей штамповкой. В связи с этим увеличилось зна­чение кузнечных цехов, изменился характер их оборудования. Помимо термических печей и пневматических молотов, оборудование кузнеч­ных цехов составляют фрикционные и эксцентриковые прессы для штамповки, специальные прессы для холодной чеканки ит. д. Кроме основного производства, кузнечные цехи обслуживают цехи ин­струментальный, ремонтный и цех приспособлений.

М еханические цех и самолетостроительных заводов вы­полняют обработку весьма разнообразных и многочисленных деталей самолета специальных и нормальных, из поковок, отливок и прутков как из легких и вообще цветных сплавов, так и из углеродистых и высоколегированных твердых сталей. Основными группами станков являются: а) станки универсального назначения (токарные, фрезер­ные, строгальные и др.); б) станки высокой и повышенной произво­дительности (автоматы, револьверные станки); в) станки специального назначения (зуборезные, копировально-фрезерные). Многорезцовые полуавтоматы, протяжные станки и агрегатные специализированные станки находят пока малое применение в самолетостроении, хотя несомненно такие станки могут быть с большой выгодой применены в крупносерийном производстве. Станки в механических цехах рас­полагают обычно по групповому признаку.

В тех случаях, когда необходимо проводить сборку комплектов и узлов, состоящих из большого числа механических деталей, как, например, амортизационные стойки шасси, ручное и ножное управ­ление, целесообразно объединять механический цех со слесарно­сборочным в особый механо-сборочный цех.

Слесарно-сварочные цехи изготовляют узлы, ком­плекты и агрегаты, выполняемые разными методами сварки. Обычно эти цехи имеют в своем составе слесарную мастерскую, где детали подготовляют к сварке и обрабатывают после сварки, и собственно

сварочную, где проводится сварка. Последним придаются пескост) ные и термические мастерские. Сварочные цехи группируются" видам сварки (отделение дуговой сварки, газовой, контактной ит| и отчасти по материалам изделий. Так, выделяются в особые rpj сварка баков из специальных алюминиевых сплавов и сварка из дуралюмина, требующие особой квалификации рабочих, щЯ особого оборудования (кислородно-водородная сварка для баков, і ‘гактиые машины повышенной мощности для сварки дуралюмин) особых методов работы (промывка при сварке алюминиевых бая и т. п. При сложных сварных конструкциях применяются МН(| численные и сложные приспособления для прихватки и сварки, бенно крупных пространственных конструкций (моторамы, фюзе жи и их элементы, фермы шасси ит. п.), а также специальные ирис собления с механизмами для доработки сварных конструкций (фре| рования, сверления, развертывания). Рабочие места сварочных цезі состоят из сварочных постов для разных видов сварки, верстачі мест для сборки под сварку и слесарной доработки и мест, оборуі ванных постоянными приспособлениями для прихватки, сварки) доработки. Если слесарно-сварочным цехам придают группу слеса ной сборки (если не делают механо-сборочных цехов), ведуи сборку арматуры и таких комплектов, как ручное, ножное упра ление, оборудование, шасси и т. п., то они носят название с л | сарно-сборочных цехов.

Жестяно-медницкие цехи заняты изготовлением ‘талей из листа, труб и профилей на разнообразных универсальг станках для изгибания, выдавливания, вытяжки и т. п., а тая с помощью методов ручной и машинной выколотки.

В последнее время значение, содержание и объем работ этих хов претерпевает значительное изменение в связи с все усилива щейся механизацией подобного рода работ. Внедрение штампов) взамен ручной выколотки сильно сокращает значение жестяно-ме ницких цехов, и они перестают существовать как самостоятельна цехи, частично становясь доводочными мастерскими заготовитель) штамповочного цеха, частично превращаясь в сборочные мі с т е р с к и е, занимающиеся сборкой таких комплектов, как моте ные капоты, клепаные и паяные бензиновые и масляные баки, разно!) рода обтекатели, жалюзи, иногда радиаторы.

Клепально-сборочные цехи разделяются на цех] детальной сборки и цехи агрегатной с б о р к Первые заняты сборкой комплектов и узлов (нервюр, шпангоутої лонжеронов, дверей, люков, лобовых и концевых обтекателей, крылье и т. п.), входящих в состав агрегатов. Характерными группами р* бот и рабочих мест для этих цехов являются следующие: а) групп мелких деталей, допускающих клепку на прессах и клепальных аі томатах; б) группа сборки — клепки в приспособлениях; в) групп доклепки деталей, предварительно собранных и частично склепанны в приспособлениях на козлах клепальными молотками или на стая ках. Рабочие места, состоящие из верстаков, клепальных машин!

ест, оборудованных приспособлениями, и. мест для доклепки, снаб — ены подводом сжатого воздуха и электроэнергии.

Цехи агрегатной сборки характеризуются применением сборочных гапелей, стационарных или подвижных (для небольших агрегатов), эорудованных подводом сжатого воздуха и электроэнергии для ин — ■рументов. Для выемки изделий из стапеля цехи оборудуют различ­ии подъемно-транспортными средствами: подъемниками на моно — гльсах, портальными кранами и иногда мостовыми кранами. Кроме апелей, в цехах агрегатной сборки имеются места для доклепки )бранных в приспособлениях агрегатов.

Группа деревообрабатывающих цехов вклю — зет в себя следующие:

Цех подготовки дерева, к которому относят рас — роечную мастерскую и сушилки. Сушилки применяются камерные, аще всего стандартного типа — ВИ AM I и ВИАМ II. Располагают у’шилки обычно в непосредственной близости к цеху-потребителю — еревообделочному, чтобы избегнуть необходимости транспорти — овать высушенный лесоматериал по воздуху (особенно осенью и имой).

Деревообделочный (машинный) цех произво — пт всю механическую обработку древесины. Цех оборудуется пиль — ыми, строгальными, фрезерными, сверлильными станками. Обору — ование располагается по групповому признаку, однако одновре — енно делается учет технологических маршрутов деталей. Так, на- ример, для деталей, изготовляемых из фанеры, часто группируют се необходимые для этого станки (ленточные пилы, сверлильные ганки, лобзиковые пилы, фрезерные и шлифовальные станки), а акже располагают вблизи их столы для разметки. Для деталей, роходящих строжку с четырех сторон, располагают рядом фуго­очный и рейсмусовый строгальные станки.

В непосредственной близости от деревообделочного цеха распо — агаются цехи столярно-заготовительные и де — а л ь н о й сборки.

В первом производится столярная доработка механически обра — отаиных деталей, гнутье деталей, склейка их, во втором — сборка іервюр, шпангоутов, лонжеронов и т. п. Гнутые детали, склеенные аготовки и ряд собранных узлов подвергаются последующей меха — шческой обработке (строжке, фрезеровке, шкуровке и т. д.). Этим и зызывается расположение столярно-заготовительных цехов вблизи зеревообделочных. В крупносерийных производствах при организа — щи отдельных мастерских внутри цеха но предметному признаку нервюрная, лонжеронная) или придании их соответствующему цеху згрегатной сборки (крыльевому, фюзеляжному) в них располагают необходимые станки (строгальные, фрезерные) для осуществления зрямоточности процесса.

Цехи агрегатной сборки деревянных кон­струкций заняты сборкой крупных сборочных агрегатов — крыльев, фюзеляжей, лодок, поплавков, центропланов, оперения.

Основное их оборудование состоит из стапелей различного тип™ оснащенных стеллажами и верстаками, а также иногда приспособлен ниями для выемки, переворачивания и транспортировки издели (например, лодок гидросамолетов). Вторая группа рабочих мест — это места для внестаиельных работ, как по доделке изделия, вышед шего из стапеля, так и для всякого рода подготовительных раб и предварительных сборок.

Заключительным этапом в процессе изготовления самолета я ляются монтаж и окончательная сборка его. П.; монтажем понимается обычно установка на самолет всего общего специального оборудования и вооружения. Окончательная сборка з<-| ключается в стыковке отдельных агрегатов, соединении всех проп док, регулировке самолета, проверке и регулировке всех механизмов Основная масса монтажных работ (особенно в одномоторных самол] тах) выполняется на фюзеляже — Поэтому они иногда объединяют выполнением в специально фюзеляжно — монтажно цехе. В крупных многомоторных самолетах большое количест монтажных работ падает также на центроплан и на крыло. В эт случае иногда все работы сосредоточиваются в цехе окончательн сборки. Но всегда выгоднее произвести псе возможные монтажи работы на агрегате до стыковки агрегатов между собой, чтобы саы лет находился минимальное время в собранном состоянии, когда занимает наибольшую площадь.

В целях освобождения сборки от всех процессов, которые не СВ заны с непосредственной работой на самолете, на территории м< тажно-сборочных цехов или в непосредственной близости с ни организуют ряд мастерских, занятых подготовкой изделий, устан; ливаемых на самолете. К таковым относятся мастерские или групп подготовки мотора, вооружения, электрооборудования, трссовы шорные и др., где производятся все так называемые внестендов работы.

Помимо перечисленных цехов к основному производству относят также термические цехи, отделочные (антикоррозийных покрыл лакировочные и малярные) и обойные.

Термические цехи, разбросанные при предметной стеме по разным цехам, при технологической системе объединяю в одно целое. Концентрация работ в одном цехе приводит к больш специализации работающих, лучшему обслуживанию, большей в можнссти провести необходимую механизацию и ввести автоматич кий контроль режимов процессов — Термическая для дуралюмима орг низуется отдельно от термической для черных металлов; ома обыч придается заготовительному иеху и реже является самостоятельш Термическая для черных металлов обслуживает сварочные и мехаї ческие цехи, а в мелкосерийном производстве, в зависимости от грузки и территориальных удобств, часто и инструментальные це:

Термические для дура л ю м и и а оборудуют элею воздушными камерными печами и селитровыми ваннами, баками, охлаждения, промывки, столами для протирки, а термическ

^ стали — Электрическими камерными и шахтными печами, лчянымя ваннами, баками для охлаждения.

П е х и антикоррозийных покрытии для концен — аЦИИ работ обычно организуют по функциональному признаку, Є один общезаводский цех выполняет все необходимые работы по чшите и отделке деталей из стали: кадмирование, цинкование, ни — Очарование и хромирование. Цех располагается вблизи механиче — ,кого и слесарно-сварочного цехов, которые он главным образом Услуживает. Оборудование состоит из пескоструйных аппаратов, травильных и гальванических ванн, ванн для промывки, аппаратов [Цоона, полировальных станков.

Для защиты дуралюмина создается отдельный цех — анодировоч — ный, располагаемый вблизи заготовительно-штамповочного и обору­дованный травильными и гальваническими ваннами.

Лакировочные и малярные мастерские про­водят работы по защите лаковыми пленками металлических и дере­вянных деталей, покрытию полотняных обшивок аэролаками, внутрен­ней и наружной окраске агрегатов и целых самолетов. При пред­метной системе организации эти мастерские придаются отдельным цехам, чтобы последние могли выпускать вполне законченный агре­гат. При функциональной системе создаются централизованные ма­лярные цехи. Лакировка и окраска ведется или вручную кистями, или методом окунания или пульверизацией.

Обойные цехи проводят заготовку и пошивку полотна для обтяжки агрегатов и самую обтяжку, заготовку и пошивку чехлов на самолет (для винтов, моторов, пулеметов, кабин и т. и.), а также шорные работы (шитье подушек, подголовников, ремней и т. п.). Раскроечные и пошивочные работы целесообразно сосредоточивать в одном месте; работы по обгяжке агрегатов часто организуются ^соответствующих сборочных цехах (крыльевом, оперения, фюзе-

Взаимная связь цехов схематически показана на табл. 5.

^ вспомогательное производство самолетостроительных заводов л‘0чает следующие цехи: инструментальный, цех приспособлений,

ремонтно-механический.

УсловияТРУМЄНТальньгй цех са’і10легостРоигельного завода в н частойСсмЄ"РЄРМВН0 Ра:тУЩих требований к механизации процессов От качеств °НЫ ТИПОа издёлия приобретает особо важное значение, машины в ппоЄГ° работы сильно зависят сроки внедрения новой ние всего р "ЗВ0Дств°- Основной работой цеха является изготовле — инструмента и егерем ° специа;,ьного’ Рабочего и мерительного

ления ЩтамновПра3деле 11 иями цеха могут явиться группы: изготов — мента (жестяницко/1461’0 иистРУмента, ударного и опорного инстру — (калибры, шаблоны1»0’ п_Лепального) и мерительного инструмента ных^стащсов общего ^5оРУдование цехов состоит из универсаль — резьбо-щЛИфовальнь ^значения и специальных станков, например, ’ ВЫ!1«ловочных и опиловочпых, когшровально —

фрезерных, станков для точного сверления отверстий, станков для за тачивания инструментов, притирочных станков, станков для поверк инструмента и т. п.

Цех приспособлений изготовляет все специальные при способления, количество которых в самолетостроении весьма велико; в него входят заготовительная, механическая, сварочная, слесарно сборочная и монтажная мастерские.

Ремонтно — механический цех (или цех главного механи ка) ведет необходимый профилактический, текущий и капитальны#’; ремонт как станочного парка, так и всего энергетического, теплі ‘ вого и водопроводного хозяйства завода.

В последнее время в связи с распространением на самолетострои*,. тельных заводах штамповки литыми (свинцово-цинковыми) штампам#- возникают вспомогательные литейные мастерские.

Мастерские, изготовляющие литые штампы, состоят обычно следующих групп:

1.Модельная — изготовляющая глиняные, гипсовые и ревянные модели.

2. Формовочная — подготовляющая по гипсовым или ревянным моделям земляные формы для отливки матриц и обработан-‘ ные матрицы для отливки по ним пуансонов.

3.Собственно литейная — где плавят свинец и цинк; в электротигельных печах и заливают опоки.

4.Слесарная — обрабатывающая и зачищающая отлиты матрицы и пуансоны.

Вблизи литейной располагают склады моделей и штампов. Складі должны быть снабжены подъемными устройствами, так как вес круп*й ных штампов достигает 1—1,5 т.

На многих наших заводах имеются плазово-шаб лон­ные цехи, состоящие из мастерских: плазовой и шаблонной.

П л а з о в у ю мастерскую устраивают в отдельном поме­щении, размеры которого зависят как от общего объема работы, так и размеров главного плаза (плаза фюзеляжа). Главный плаз устраи вают неподвижным в виде пола или пастила, набранного из сосновых) брусков высотою 100мм и шириною 50—75 мм. Бруски стыкуют враз-! бежку, окантовывают настил металлическими угольниками и укла дывают его на лежни или сваренную из железных швеллеров раму Затем настил тщательно выстрагивают, шпаклюют и окрашивают в светлосерый цвет.

Переносные плазы делают из дуралюмина толщиной 2 мм или из 8—10-мм фанеры (бакелитовой), склеенной на-ус; дуралюминовые листы склепывают встык с накладкой. Переносные плазы распола­гают на столах солидной конструкции.

В помещении плазовой мастерской поддерживают постоянную температуру 18—20° и влажность в 60%, контролируемые само­пишущими приборами. Плазы отделяют экранами от батарей отопле­ния и защищают от прямого действия солнечных лучей. Выносить плазы из мастерской ни в коем случае не разрешается.

Для контроля неизменности размеров плазов на них на большом расстоянии друг от друга наносят риски, и это расстояние система­тически (один раз в шестидневку) проверяют одними и теми же кон­трольными рулетками или линейками. Плазы закрывают чехлами. Для работы на главном плазе персонал обязан надевать специальную мягкую обувь.

Шаблонная мастерская расчерчивает и обрабаты­вает по контуру все необходимые шаблоны.

Хранение шаблонов, количество которых при работе полностью по плазово-шаблонному методу доходит до 12—15 тысяч, требует большого внимания и специальной организации.

Изготовление штампов в ряде случаев выделяют из инструменталь­ного цеха и сосредоточивают в прессово-штамповочном цехе в виде самостоятельной мастерской.

Вспомогательную литейную мастерскую для отливки штампов при наличии производственного цветного литья включают в литейный цех.

Объем каждого из вспомогательных цехов и его группировка зависят от общей структуры завода и масштабов производства. Основ­ные принципы их организации излагаются в курсе «Организации производства».